Пресса об Андрее Бандере / Статьи, обзоры и интервью
Андрей Бандера не менял фамилию! — певец вне политики, зарабатывает с отчислений и готовит сюрпризы в тени
«Звезда шансона скрылась за горизонтом...» — так комментировали поклонники третью пластинку «Прикосновение» и похудевший в последние годы гастрольный график певца, соперничавшего в своё время со Стасом Михайловым, Сергеем Трофимовым и Григорием Лепсом. Ещё больше соли и перца добавили появившиеся на жёлтых сайтах сообщения о том, что Андрей Бандера по политическим мотивам якобы сменил фамилию, не желая ассоциироваться с Украиной и украинскими националистами. «Осталось пол поменять, женский шансон сейчас очень востребован» — смеётся артист.
— Так что произошло?
— Популярность любого артиста идёт волнами: нарастание, мощный выплеск, а потом период покоя, накопления сил для нового рывка. Достаточно песен записано, все они ротируются, в некоторых городах я пел уже по пять-шесть раз, премии стоят на полке и я не хочу их коллекционировать — надо найти в себе силы дать дорогу начинающим и талантливым, которые могут «выстрелить» с одной хитовой песней и начать карьеру, а все места заняты, распределены между навязшими в ушах «своими». К тому же, пришло время немного отдохнуть, подумать, в какую сторону развиваться дальше. Планка, которую я ставил для себя, выходя на сцену, достигнута и осталась далеко позади. Позволить себе перерыв я могу, все мы люди, и мы с моими продюсерами согласовали «творческий отпуск»...
— Который продолжается уже больше года? Неужели артист не обязан постоянно «светиться»?
— Отпуска как такового не получилось. (улыбается) Обычно мой концертный директор отвечает, то Андрей Бандера готов выступить... (пауза) попозже. Но случаются закрытые мероприятия, отказаться от которых просто нельзя. Андрей Бандера, как проект, продолжается, пробы новых песен в студии идут постоянно, я думаю, мы скоро удивим неожиданным новым материалом! А перерыв пойдёт только на пользу. Ни мне, ни кому-либо из артистов, с которыми я общаюсь, вообще не нравится весь этот пришедший из попсы пустой пиар, интервью ни о чём, тем более, участие в ток-шоу, где предлагают высказать на всю страну своё «авторитетное» мнение то об угрозе клещевого энцефалита, то об отношении к ювенальной юстиции. Был бы разговор о музыке, но она, похоже, сегодня не слишком актуальна в популярных СМИ. Сегодня все разговоры о криминале, политике, или слишком похожи на бульварные газетки, которыми даже разжечь костёр на шашлыке неудобно — вдруг кто подумает, что я их читал...
— Люди, которым отказать нельзя — просто очень богаты, или имеют отношение к той же политике? Кстати, политики не смущаются звать к себе Бандеру?
— Это договорённости о выступлениях, которые были достигнуты уже довольно давно. Как и все, в последние годы даже самые богатые стали немного беднее. Но заказчики и разные агентства выполняют свои обязательства в части гонорара и райдера, а мы выполняем свои. Что касается связей с «украинскими фашистами», меньше смотрите телевизор, всю эту чушь, каждый видит то, что хочет видеть и готов найти политику где угодно. Если людям тысячу раз повторить, что они свиньи, многие захрюкают, но не все.
— Видимо, поэтому куда-то пропал со сцены Денис Майданов, а Петлюра якобы вслед за Андреем Бандерой, то есть, за вами, заявил, что начинает выступать «под своей настоящей фамилией»...
— Исполнитель многих моих любимых песен, «Скорый поезд», «Платье белое», «Тёмная вода» и других Петлюра — Юрий Барабаш, погиб в автокатастрофе 1996 году. Виктор Петлюра (кстати, это его настоящая фамилия по паспорту) и Денис Майданов никуда не пропадали, да и я ничего не менял, вот сижу, реальный, целый и невредимый. Кому выгодны такие слухи, уже неинтересно. А с группой «БандЭрос», например, у нас налажено замечательное сотрудничество — иногда им звонят, чтобы приехали спели «Ивушки» и «Соловьи», иногда нам звонят, когда хотят R’n’B. Однажды заказчик расщедрился, и предложил выступить на одном корпоративе обоим. Получилось неплохо, гостям очень понравилось, выходили танцевать от мала до велика. Всё бывает, как-то в анонсе нашего концерта повесили фотографию Антонио Бандераса, и она висела там несколько месяцев, пока не заметил случайно кто-то из наших менеджеров... А билеты всё это время расходились! Такие бывают забавные случаи.
— Тогда ещё о забавном. Читаю комментарий под заметкой о вашей «смене фамилии»: «а когда в России власть захватят фашисты, он в Гитлера переименуется!». Так что вы думаете о Степане Бандере?
— Ха-ха, с приписываемой мне гибкостью надо было ещё в начале 2000-х свою версию «За нами Путин и Сталинград!» записывать. Но моё творчество вне политики. Моё дело — петь, и я не специалист в вопросах истории и политических тонкостях. Но знаю несколько интересных примеров. Финский национальный герой, бывший генерал царской армии Маннергейм, главный организатор успешного сопротивления крохотной Финляндии Советскому Союзу в предшествовавшей Великой Отечественной малоизвестной Финской войне был, с точки зрения Советского Союза, исчадием ада — шельмовали его в тогдашних СМИ, газете «Правда», публиковали унизительные карикатуры. Национальный герой Польши Тадеуш Костюшко сражался за независимость своей страны от Российской империи, был взят в плен самим Суворовым и остался в российской истории бунтовщиком вроде Стеньки Разина и Пугачёва. Основатели США Вашингтон, Адамс и другие, воевавшие с Англией за независимость... Так пусть с Бендерой — он, кстати, не Бандера, а Бендера! — что-то решают сами украинцы, кем он был на самом деле, это их внутреннее дело. Но мне кажется, им бы, как и нам, не спорить и драться, выясняя, кто злодей, а кому ставить памятники — Петлюра, Махно, Богдан Хмельницкий, Иван Грозный, Ленин, Сталин, Пётр I, Николай II, Распутин, Столыпин, князь Владимир и так далее. Не дай Бог из таких споров начнётся новая Гражданская война. Если в обществе нет согласия, солидарности, надо сосредоточиться на позитиве, а не на разъединяющих, разобщающих людей политических лозунгах.
— Совсем-совсем вне политики? А если оплачивают? Как насчёт бесплатных концертов, съёмки в агитационном ролике и участия в избирательной кампании?
— Я пою для людей. На днях города и других праздниках со свободным, бесплатным входом, и на концертах в ДК или дворцах спорта, где люди покупают входные билеты — дорогие на первый ряд, или по 300 рублей, они всем доступны. Пою на вечеринках, заказчики которых могут себе позволить индивидуальный концерт с участием одной или даже нескольких «звёзд». Пою на больших музыкальных фестивалях, на сборных концертах. Но влезать в политику, агитируя людей за или против чего-либо, не буду, не отмоешься потом. Я за всё хорошее и против всего плохого, но вне политики. Даже если придя на митинг, поработав там в качестве массовки и постояв рядом с какими-то людьми, можно в обмен получить эфиры на ТВ и радио. Это принципиальная позиция и моя, и моей команды.
— Поговорим о команде. Андрей Бандера — продюсерский проект? Вы не можете шагу ступить без разрешения продюсера? Он диктует вам, что петь и как?
— Скажу вот что. Я зарабатываю, занимаясь любимым делом. Мне нравится петь хорошие вещи, того же Есенина, народные, современных поэтов-песенников. Но в шоу-бизнесе один в поле не воин, и за мной — а иногда и передо мной, защищая и пробивая путь — стоит серьёзная, известная продюсерская компания «Союз Продакшн». Каждая новая песня, каждое выступление — результат совместных усилий большого коллектива творческих, и не только творческих, людей. Чтобы всё получалось, чтобы был успех, каждый должен быть профессионалом на своём месте, от инженера на записи в студии до администратора, который покупает билеты на самолёт. Написать великолепный текст песни или музыку может один человек, и то, бывает, одному лучше удаётся куплет, а другому припев, и тогда отлично, когда они объединяют усилия — это нормально! Но в записи песни на этапе создания аранжировки работают одни специалисты, на записи партий «живых» инструментов — другие, сведение и мастеринг делают третьи. А дизайн обложки вообще совсем другие! Одиночки могут начать, но продолжать будут команды. Хорошо Юрию Михайловичу Антонову или Юрию Эдуардовичу Лозе, или даже каким-нибудь ВИА 70-х, которые не выпускают новых песен, и поют очень много лет один и тот же репертуар. Там действительно многое теряет значение, и большой «штат» специалистов не нужен, достаточно яркого и овеянного славой фронтмена, узнаваемых песен... А здесь командная работа, и принципиальные решения надо принимать совместно, чтобы никого не подвести, чтобы не остаться у разбитого корыта. Если заставить одного или нескольких членов команды где-то отдельно сделать то же, что они делали в команде — результат будет совсем другим, как правило, хуже. Как на кухне, если не добавишь правильно некоторые ингридиенты или заменишь другими, попроще — испортишь вкус блюда. Или, в лучшем случае, оно получится совсем другим, и далеко не всем понравится.
— Команду Андрея Бандеры, вашу «кухню», покидали «повара», чтобы открыть конкурирующие заведения по соседству?
— Проходит время, люди меняются, появляются другие взгляды, другие интересы. Если кто-то из нашей команды действительно чувствует в себе силы делать всё иначе — доброго пути, пусть реализовываются. «Союз Продакшн» так отпустили в «свободное плавание» группу «Ляпис Трубецкой», Геру Грача, «Рок-Острова» и многих других — у них всё хорошо. Покойная Катя Огонёк тоже начала свой путь с миллионных тиражей двух своих первых альбомов «Белая тайга», как продюсерский проект «Союз Продакшн», но затем договорились о расторжении контракта. И она много лет хорошо выступала самостоятельно, выпустила ещё десять дисков. А что касается Андрея Бандеры — да, несколько наших бывших коллег пробовали гастролировать под вывесками типа «экс-Андрей Бандера», причём, исполняя на концертах почти весь наш ключевой репертуар, от «А помнишь?» до «Любимой» и «Не любить невозможно». Это тупиковый, паразитический путь, к сожалению, привлекательный для людей, неспособных к самостоятельной творческой реализации. Забавно и одновременно неприятно, что поводом для расставания с ними было как раз то, что им, по их же словам, «с самого начала» претил и сам бренд «Андрей Бандера», и все любимые простыми нормальными людьми душевные песни вроде «Соловьёв» с «Незнакомкой», да и сложившийся, привычный всем сценический образ. Но уйдя из компании, они начали с попыток петь на сцене те же песни под тем же «ненавистным» им брендом на афишах метровыми буквами... Непорядочно, да просто преступно, этим должны заниматься юристы. Правда на нашей стороне, обманщиков никто не любит.
— Вы предпринимаете какие-то меры? Судитесь?
(машет рукой) — Мой директор даже не нашёлся сначала, что ответить, когда позвонила разгневанная женщина из какого-то города, где увидела афишу и хотела придти на концерт Андрея Бандеры, а концерт не состоялся! Оказалось, она купила билет на какого-то очередного указанного мелким шрифтом «экс», а он не приехал, то ли обычное жульничество планировалось изначально, то ли всякие «экс», «бывший», «первый состав», «ранее выступавший под именем Андрей Бандера» и прочие жульнические уловки вызвало разумные подозрения у многих, старшему поколению памятны несколько составов «Ласкового мая» и других поп-групп, работающих под фонограмму одновременно в нескольких залах. И билеты просто не продались. Кстати, вернуть свой билет в кассу она почему-то так и не смогла. Хорошо хоть, что удалось объяснить ей... Она оставила свой телефон, и обязательно дадим бесплатный пригласительный билет на настоящего Андрея Бандеру, когда к ней приедем. Потом было ещё несколько таких звонков и писем из разных городов, очень неприятно.
— В начале это был цивилизованный развод, как у «Арии» с Валерием Кипеловым или Артуром Беркутом, или заработок для юристов, как у «Белого орла», «Премьер-министров» и «Лесоповала»?
— У нас другая специфика, певец Андрей Бандера — это часть продюсерской компании «Союз Продакшн», показавшей меня как артиста публике именно таким, каким понимают, знают и, надеюсь, любят. Попытаться повторить, конечно, можно, но есть, скажем так, ключевые компоненты, без которых ничего не будет: «сердцевина», стержень, который и есть наша продюсерская команда, продюсерская идея. Недавно мы записали и наконец выпустили в свет сразу две новые песни, «Ночкой тёмною не гони» и «Ты со мною будь» — их принимают очень хорошо. Время не стоит на месте. Есть «визитные карточки», те же «Ивушки» или «Ты лети, моя душа», «Голуби» в нашей обработке, но и в других песнях хранится и развивается творческая концепция, которой хотелось бы следовать и далее.
— Что будет там, далее? «Народный продюсер» закрыт, особой активности по вашему сайту не прослеживается, в соцсетях практически тишина, даже «Союз Продакшн» публикует новости о ком угодно, но не об Андрее Бандере?
— Будут новые песни и, со временем, обязательно большие концерты, прорабатываем предварительно целый гастрольный тур. Уже говорил об этом, надо подготовиться, отдохнуть и подумать. Сайт «Народный продюсер», надеюсь, рано или поздно откроется, и станет гораздо лучше. На самом деле, закрыт он только от любопытных глаз и, к огромному сожалению, от участников, в последнее время превративших его в площадку для выяснения отношений, той же политики. Но у всей нашей Продюсерской группы есть специальный доступ, они почти ежедневно слушают песни и рассылают потенциально подходящие артистам и саунд-продюсерам. Это большой и технически сложный проект, где всегда надо что-то исправлять, переделывать, чтобы не отставать от прогресса. Слежу за происходящим с «Нарпродом» очень внимательно.
— Андрей Бандера ушёл в тень, пока всюду кричат о «зверствах бандеровцев-укрофашистов»? На улицах, когда узнают, вслед не кричат «Бандера!» и не угрожают? Шины не прокалывают и дверь не расписывают?
— Ничего подобного, в России живут сотни людей с фамилей Бандера и похожими, я специально уточнял. Но с определёнными опасениями организаторов концертов в регионах, полностью зависящих от доброты местных властей, доводилось сталкиваться. Есть и другие, объективные причины. Обжёгшись на молоке, дуют на воду: осторожно намекают — чем организовать маленький, и, честно говоря, не очень достойный концерт сейчас, когда у людей урезали зарплаты и пенсии, когда в два раза выросли цены на основные продукты, лучше подождать, и провести через какое-то время очень хорошее красивое шоу в достаточно большом зале, с качественным звуком, грамотным дорогим светом. Кстати, почти десять лет ни одного прокатчика всерьёз не беспокоили «политические риски» концерта Андрея Бандеры, и не вижу никаких причин, по которым подобное может происходить сейчас. Главное, чтобы было желание людей слушать хорошие песни. А где желание, там и профессиональный организатор концертов, прокатчик, промоутер. Звонков довольно много, работа идёт...
— Как вы относитесь к социальным сетям? В группе в «Одноклассниках» вашего коллеги по «Союз Продакшн» Артура недавно набралось целых 20000 человек, это показатель успеха, или, хотя бы, популярности?
— Меня в соцсети не поймали. (улыбается) Если артисты сами проводят время, переписываясь и обмениваясь фотографиями с симпатичными поклонницами или поклонниками, выходит, им больше нечем заняться. Но нельзя недооценивать силу сообществ и энтузиастов в интернете, надо помогать им, поддерживать, всё время радовать эксклюзивными материалами, направлять их энергию в позитивное русло. Таким «Союз Продакшн» когда-то и открыла проект «Народное продюсирование» — и теперь сложно обходиться без общения, «обратной связи», какого-то объединения неравнодушных на пользу и в радость самим этим людям, но и компании, и нам, артистам. Главное здесь — чтобы кто-то взял на себя функции координаторов процесса. Артуру и Раде Рай — а вернее, тем людям, кто работает в качестве таких координаторов у них в сообществах и группах, это большие молодцы и просто подвижники — такое удаётся очень здорово. И я уверен, что здесь огромный потенциал, современное сарафанное радио, которое будет заменять собой и радио обычное, и телевидение, и интернет в его сегодняшнем виде плохо связанных между собой, разрозненных сайтов по разным темам... Моя аудитория немного другая, это менее «компьютерные» люди, но даже по электронной почте общение иногда завязывается очень интересное и продуктивное. Может, когда-нибудь и запустим большие группы в соцсетях, и возобновим работу форума. Грешен, случается между прочим инкогнито поругать собственные песни на каком-нибудь музыкальном или пиратском форуме, и посмотреть, что будет. Бывает, ругают дальше, но чаще приходят поклонники и говорят очень добрые слова, те же, что и после концерта, и иногда ещё больше...
— Сарафанное радио, в котором поклонники выкладывают и пересылают друг другу ваши песни?.. Это не пиратство?
— Аудиопиратство умирает вместе с рынком компакт-дисков и DVD. Теперь вся надежда на продажи в Айтюнс и в других интернет-магазинах. Если дать человеку возможность удобно и быстро, один раз нажав кнопку, прослушать песню, которую он хочет, причём оплатив за неё сравнительно немного — любой оплатит, потому что понимает, что так стимулирует музыканта записывать новые песни. Если такую ссылку-рекомендацию поклонники будут отправлять друг другу, ещё и получая за это скидку — кто может быть против? Цифровые продажи музыки растут с каждым годом. Сейчас Эппл, Гугл и другие запустили много новых сервисов, где музыку можно слушать бесплатно или почти бесплатно — оплачивает рекламодатель, который вешает свою рекламу в окошке рядом. А если оплачивает и сам слушатель — то происходит это быстро, незаметно и очень удобно. Честная конкуренция не оставляет места и интернет-пиратам, за которых, к тому же, сейчас взялись очень серьёзно и крупные компании, и даже всегда опаздывающие законодатели. Новый «антипиратский закон» постепенно делает более сложным пиратское распространение музыки, а значит, всё будет в легальных магазинах на радость и слушателям, и музыкантам.
— Можно прожить музыканту сегодня с таких отчислений и цифровых продаж?
— Если эти песни будут спродюсированы и записаны очень качественно, сделаны очень профессионально, и в то же время с душой, искренне, если будут нравиться людям — можно и нужно! (постучал по столу) Когда хорошие песни звучат по радио, их начинают искать в интернете, когда находят — покупают, и интересуются, кто их поёт, где услышать новые, где услышать ещё. Что услышать — будет, обещаю. А «коллегам» желаю заниматься своим делом, не пытаясь выехать на том, что им не принадлежит.
Новости Шансона, 27 июля 2015 года