Пресса об Андрее Бандере / Статьи, обзоры и интервью
Союз анонимных композиторов
Проект «Народное продюсирование» позволяет Андрею Бандере записывать в полном смысле слова «народный» шансон
Андрей Бандера — прямо скажем, не самый типичный российский шансонье. Деталями своей биографии исполнитель предпочитает не делиться, однако уточняет, что «не эксплуатирует тюремную тематику, так как никогда не отбывал срок». По сути, шансон в исполнении Бандеры — это просто лирические песни с очевидным налетом цыганщины.
Андрей приехал в Москву в конце девяностых и начал работать с компанией «Союз Продакшн». Сотрудничество оказалось крайне плодотворным. Да, за прошедшие годы было выпущено всего два альбома («Потому что люблю» в 2007-м и «Не любить невозможно» в 2009-м). Но песни Бандеры задерживаются в чартах, а в марте 2009 года на церемонии вручения премии «Шансон года 2009» Андрей был признан артистом года. Упомянутую награду традиционно вручают в Государственном Кремлевском дворце — и, отметим, уже через месяц Бандера давал большой концерт на той же площадке вместе с Радой Рай (еще одной артисткой «Союз Продакшн»). При всей популярности жанра в России, далеко не каждый шансонье попадает на сцену Кремлевского дворца.
Впрочем, в биографии Бандеры есть и более интересные факты — например, участие в проекте «Народное продюсирование». Шансон — прямо скажем, не самый высокотехнологичный жанр, его представители не стремятся использовать новейшие каналы дистрибуции и оригинальные методы звукозаписи. Так что на общем фоне идея «Народного продюсирования» выделяется ярким пятном.
Коротко о сути проекта: имеется специальный сайт (narprod.ru), каждый зарегистрированный посетитель которого теоретически может повлиять на отбор материала, производство песен и режиссуру концертов Бандеры. Любой пользователь имеет возможность высказать свое мнение, касающееся выступлений или записей исполнителя; авторам предлагается также присылать тексты песен и музыку. «Мы „выстрелили“ в русле моды на Web 2.0, концепции Creative Commons, и, конечно, Open Source. Но, насколько нам известно, еще никто не применял подобное к звукозаписи и, тем более, продюсированию музыкальных проектов», — говорит Михаил Цветаев, руководитель IT- и интернет-отдела компании «Союз Продакшн». — В какой-то степени на нас повлияла история британской группы Marillion: забытый ТВ, радио и промоутерами, не гастролирующий, не записывающий ничего нового коллектив обрел второе рождение именно в интернете с помощью фанатов. Вместо того, чтобы предаваться воспоминаниям о былых годах, поклонники скооперировались на любительском сайте и по подписке собрали группе денег на запись альбома, и даже на гастрольный тур», — добавляет Цветаев. (Стоит отметить, справедливости ради, что упомянутая формация выпустила на средства, собранные поклонниками, как минимум три альбома: «Anoraknophobia», «Marbles» и «Happiness Is the Road»).
Конечно, сразу же возникает вопрос: а действительно ли посетители сайта способны вмешиваться в написание композиций Бандеры? Насколько ощутимо влияние сторонних, по сути, людей на творческий процесс? По мнению Цветаева, — весьма ощутимо. «На сайте спродюсировано почти 200 концертов и 23 полноценных песни Андрея Бандеры — они вышли в альбомах и сборниках, звучат по paдио, исполняются на концертах. Четыре, из нового альбома „Не любить невозможно“ — „Метелица“, „Поля России“, „Незнакомка“ и „Любимая“ в свое время были просто присланы авторами на сайт», — рассказывает он.
Правда, Цветаев также уточняет, что многие посетители сайта — люди отнюдь не случайные. Заинтересованность в творческом процессе проявляют, разумеется, поклонники творчества Бандеры. Кроме того, на narprod.ru зарегистрировались «Представители радиостанций и довольно много исполнителей». Цветаев не называет конкретных имен: «Огромный плюс интернета и именно такой, „народной“ продюсерской работы — анонимность, при желании или необходимости. Песни оцениваются объективно, невзирая на авторов — для нас не имеет значения, кто с кем работал и кто чьи песни поет — нам нужен хороший материал».
По словам создателей проекта, в дальнейшем он будет развиваться. «Мы находимся в стадии вечной «бета-версии», постоянно дорабатываем, исправляем, от лишнего отказываемся, появляются новые опции. Сейчас на сайте идет продюсированис Андрея Бандеры и певицы Рады Рай — в этом году подключатся несколько других исполнителей, причем не обязательно в жанре «шансон», — рассказывает Цветаев.
Сегодня шансон — один из самых востребованных в России музыкальных жанров. Факт этот легко объяснить: многие отечественные шансонье стараются любыми доступными методами приблизиться к слушателю. В ход зачастую идут аранжировки, доступность которых граничит с примитивностью, и бытовые истории вместо текстов. Андрей Бандера с подачи «Союз Продакшн» выбрал другой метод сближения со слушателями. И уже хотя бы поэтому дальнейшая судьба проекта «Народное продюсирование» вызывает интерес.
Сергей Оболонков,
Журнал «Billboard» № 6, 7 июня 2009 года